Опрос

Удобно ли вам пользоваться сайтом
Да
40%
Нет
57%
Не знаю
3%
Всего голосов: 135

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников

Инициатива «Наша новая школа» задаёт основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе. В ней определена одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В МОУ "Нестеровский лицей" накоплен определённый опыт работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определены базовые национальные ценности:

  • Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Занимаясь вопросами нравственного воспитания личности, классный руководитель должен руководствоваться и помнить, что человек - произведение культуры того социума, в котором он формируется, т.е. помочь обучающимся приобрести знания об общественных нормах, об устройстве общества, о формах поведения в обществе, формировать позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества.

В качестве примера прилагается сценарий тематического классного часа «Я гражданин России»

Цели: Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

0борудование: презентация «Я - гражданин России», мультимедийная установка.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся). Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Как называется то место, где вы родились и выросли?

(ответы учащихся).

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

2.Обсуждение сочинений учащихся на тему « Что для меня Родина?»

Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

3.Сообщения учащихся на тему « О Государственных символах РФ» с сопровождением слайдов.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Выступление первого ученика.

Государственный герб РФ представляет собой 4-х угольный, с закругленными нижними углами , заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым 2-главым орлом , поднявший вверх расправленные крылья. Орел- царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности . кроме того, вспомните , что Россия - одна из немногих стран мира , расположенных сразу в 2-х материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова обращена на Восток , другая на Запад при едином теле- едином направлении.Обратите внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгии Победоносца - защитника Отечества , борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла. 3 короны над 2- главым орлом означают единую связь 3-х народов - русских , украинцев , белорусов.Скипетр и держава в лапах орла- царские ригами , которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Подобно любому другому народу , россияне с уважениям относятся как к современным так и к другим историческим флагам своего Отечества . Знамена и флаги России на протяжении многих веков оказывались в центре событий нашей Родины. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение . Что означают цвета запишите рядом.

Выступление второго учащегося.

История современного российского флага ведет свое начало из далеких времен царя Алексея Михайловича . В период его царствования в 1954 году с Россией воссоединились Малороссии (Украина) и в российские знамена влились лазорево- синий цвет войска Богдана Хмельницкого , несколько позднее с Россией так же воссоединились Белоруссии - белый цвет .

Историки находили объяснение национальных цветов . Красный цвет соответствовал великороссам , синий - малороссам , белый - белорусам.

На Руси триколор имеет следующее значение

  • белый - благородство , откровенность , чистоту
  • синий- верность, честность , безупречность
  • красный - мужество , смелость , великодушие , любовь.

Закон о Государственном флаге принят Государственной думой 25.12.2000 г.

Учитель : Попрошу вас продолжить следующую пословицу:

"Человек без Родины - соловей… (без песни)

У каждой страны имеется государственная песня , которая называется гимном, в которой отражены народная любовь и патриотизм . Гимн исполняют и слушают стоя , при торжественных приемах , праздниках , парадах, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родине.

Исполняется Гимн России.

Музыкальной основой Гимна РФ стал Государственный гимн СССР , созданный муз. А.Александровым на слова Михалкова в 1943 г., новый утвержден Указом Президента РФ от 30 12.2000 г.

4. Учащийся читает стихотворение:

А. Прокофьев.
Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно 6ирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

5. Учитель: А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

6.Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приводятся примеры:

*Гражданского подвига Гагарина (сообщения учащихся о 50-летии первого полёта в космос).

*Подвиги героев- ОМОНовцев, освобождавших детей Беслана.

*Доноров крови , спасающих жизни при террористических актах.

*Врачей, честно исполняющих свой гражданский долг.

Ученик читает стихотворение:

Объединяйтесь, патриоты!
Отечества достойные сыны!
За Родину, за правду, за Свободу,
За честь и благоденствие страны!

И, дай нам, Бог, чтоб мы не измельчали
Во имя нашей веры и земли,
И силою народною крепчая,
Россию для потомков сберегли!

Мы - россияне, доблестная слава
От предков нам завещана навек.
За Родину - великую державу,
Чтоб был велик в ней каждый человек!

Объединяйтесь, патриоты!
Отечества святыни сохраним!
За Родину, за счастье, за свободу
Мы победим! Мы победим!!!
(Н. Цыплакова)

7. Учитель: Как вы думаете, гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?(Ребята приводят свои примеры).

8.Показ энциклопедии « Лучшие люди России», куда включены знакомые имена людей, которые ежедневно честно исполняют свой гражданский долг , находясь рядом с нами ( директор МОУ « Нестеровский лицей» Ивлиева Г.Д.,учителя: Маковская Т.Д., Голыганова Н.Д., Гончаров И.Б. и др…

9.Заключение

Дорогие ребята! Вам строить новую Россию , преумножать ее славу и богатство . Будьте достойны нашей великой страны . Хотелось бы закончить наш классный час словами великого русского поэта Н.А.Некрасова "Поэтом можешь ты не быть ,но гражданином быть обязан"

Звучит песня:

Я, ты, он, она -
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.

Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник.

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба,
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках...

Я, ты, он, она -
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты,
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.
Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.

Обняла весна цветная
Ширь твоих степей,
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
Как будто праздник.

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба,
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках...


143150, Московская область, Рузский район, деревня Нестерово, д. 100
Тел. 8(496 27)64-718