Опрос

Удобно ли вам пользоваться сайтом
Да
40%
Нет
57%
Не знаю
3%
Всего голосов: 135

Экспериментальная деятельность в лицее.

В национальном проекте «Образование» одним из приоритетных направлений названа поддержка инициативной и талантливой молодежи. Но чтобы поддерживать такую молодежь, ее сначала надо воспитать и дать ей возможность проявить себя.

В 2007 году на базе нашего лицея педагогическая академия последипломного образования открыла экспериментальную площадку по теме «Формирование социально-экономической компетентности на основе проектно-исследовательского подхода»

Для успешной самореализации в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать социально-трудовой компетентностью. Социально-трудовая компетентность означает владение знанием и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Целью экспериментальной работы является изучение влияния метода проектов и исследовательского метода обучения на формирование социально-трудовой компетентности, повышение уровня учебной мотивации, социализации учащихся и развитие творческих способностей, а также обобщение собственного опыта работы в этом направлении в курсе изучения экономики, обществознания, истории, экологии, географии, биологии, математики, информатики, физики и технологии в основной и средней школе. Задачами исследования являются: изучение существующей практики использования метода учебного проекта и исследовательского метода обучения в учебно-воспитательном процессе нашего общеобразовательного учреждения; анализ учебного материала для определения оптимальных возможностей применения использования метода учебного проекта и исследовательского метода обучения в учебно-воспитательном процессе; адаптация технологии использования метода проектов и исследовательского метода на уроках математики, физики, информатики, экономики, обществознания, истории, экологии, биологии и технологии для учащихся 7 – 11 классов.
Научная ценность экспериментальной работы заключается в том, что обобщение в ней опыта работы методом проектов и исследовательским методом обучения педагогами нашего лицея, а также рассмотрение различных примеров из опыта работы учителей, может показать необходимость применение вышеназванных методов на различных уроках в средней школе. Практическая ценность экспериментальной работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы учителями в процессе преподавания в школе.
Метод проектов и исследовательский метод обучения применяются в изучении всех предметов. Примеры использования метода проектов в работе различных предметов в лицее позволили выделить значимые для педагогики положительные стороны метода проектов: мотивацию учения; направленность на индивидуализацию обучения; стимулирования инициативы и роста творческих возможностей.
В лицее сегодня создана и работает инновационная модель образовательной среды, обеспечивающая развитие общей одаренности учащихся и их творческую самореализацию в различных областях деятельности во взрослой жизни на основе :
-инновационного содержания образования;
-проблемно-исследовательского метода обучения, моделирующего процесс открытия новых знаний о мире;
-новых субъект субъектных отношений, обеспечивающих возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.

Творческое междисциплинарное обучение позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе обучения, когда в центре этого процесса стоит ребенок с его вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде».
Такое обучение изменяет роль учителя, систему взаимоотношений между учениками и учителем и открывает для него возможность собственного творчества, является стимулом для постоянного развития и самосовершенствования не только ученика, но и учителя.
Методы и формы работы с одаренными и способными учащимися в нашем образовательном учреждении органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в тоже время отличаются определенным своеобразием.
Нами используются предметные тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе проектно-исследовательской деятельности учеников.
Исследовательская работа лицеистов представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества. Мы думаем , что опыт организации ученических исследований представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской деятельности в развитии познавательной мотивации школьников.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью – процесс длительный и сложный. Мы выделяем на этом пути три этапа:
-учебно-исследовательская деятельность на уроке;
-научно-исследовательская деятельность в НОУ «РОСТ»;
-дополнительное образование.
Учителя лицея владеют исследовательским методом обучения, стремятся к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работают над пополнением собственных знаний, занимаются самообразованием и саморазвитием. В этом им помогают постоянно-действующий семинар.
Основной формой организации учебного процесса в лицее остается урок. Формы и приемы работы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, дискуссии, диалоги. Учебные мини-исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, творческие работы учеников. Здесь проявляется сотрудничество: учитель-ученик. Разрабатываемые ученические проекты становятся дидактическими электронными пособиями для работы учителя.
Учащиеся учатся выполнять исследовательские и практико-ориентированные проекты, как индивидуальные, так и групповые.
Групповые проекты в настоящее время занимают в образовательном процессе значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. Кроме того, в групповых проектах выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.
Учащимися в 2008-2009 г. разработаны проекты:
-«Бюджет моей семьи за месяц» -работа ученицы 7 класса Вариводы Ю.
-«Процентные вычисления и влияние консервантов на здоровье человека» - исследовательская работа ученика 7 класса Геращенко А.;
-«Банки. Проценты.» -исследовательский проект (интегрированный математика и экономика) ,выполненный учениками 7 класса Ступниковой Д. и Насаевой А.;
-«Звездная геометрия Н.И. Лобачевского» -проект ученицы 8 класса Доброскок О.;
-«Графики вокруг нас» -методическое пособие по построению графиков путем геометрических преобразований. Работа выполнена группой учащихся 8 класса;
-«Применение ультразвука в технике и природе» -исследовательский проект группы учащихся 9 класса.
В 2009 – 2010 учебном году лучшими проектно-исследовательскими работами стали:
- «Современный рынок труда России» ученицы 10 класса (секция экономики);
- «Нескучная математика» - группа учащихся 5 класса: Попов А. и Никитенко А., группа уч-ся 7 класса: Боев В. И Осенин А. (секция математики);
- «Радары» - ученица 11 класса Новикова Д. выполнила проект, который стал дополнением к методическому пособию по физике;
- «Приемы решения квадратных уравнений» -исследовательская работа ученицы 10 класса Мороз Л.(секция математики);
- «Мобильный телефон – реальная угроза здоровью или очередной миф?» - Чебан Анна, Чебан Агафья – 9класс и Мороз Л. – 10 класс (секция биологии) – II место на районной научно-практической экологической конференции, участники областной научно-практической конференции «Юный исследователь»;
- «История моей семьи» - исследовательский проект ученицы 9 класса Мальцевой П. Данная работа заняла I место на районной краеведческой конференции, I место на конференции «Мое Отечество – Россия» в рамках духовного краеведения Подмосковья, работа – финалист Всероссийского конкурса социальных работ.
В рамках работы экспериментальной площадки в январе 2009 года проведено инновационное мероприятие «Неделя учебных проектов в лицее». В течении недели проходили открытые уроки с применением технологии метода учебного проекта и технологии исследовательской деятельности учащихся в основной и старшей школе. Был дан двух часовой интегрированный урок «Энергетика: вчера, сегодня, завтра» и телемост «Россия» - «Германия».
Во время первого урока учащимися 11-х классов были подготовлены и защищены 7 учебных проектов. На втором уроке ученикам было предложено стать участниками «телемоста» между Россией и Германией. В ходе этой игры рассматривались и решались проблемы и вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии.
В 2010 году проведена деловая социально-экономическая игра «Становление деловых качеств молодого человека», состоящую из двух этапов:
- Конкурс Робинзонов;
- Конкурс идей.
Во время игры ребята знакомятся с особенностями современного рынка труда, изучают правила и приемы самопрезентации, осваивают этические нормы делового общения, учатся принимать ответственные решения и вести дискуссию.
Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя., его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся.
Результатами нашей работы по развитию детской одаренности и способностей наших учеников на сегодня мы считаем:
-повышение уровня учебно-познавательной мотивации лицеистов (анкетирование выявило рост на 28%);
-повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся (анкетирование и диагностика выявили рост на 26,8%);
-повышение уровня учебных достижений и качества знаний (качество знаний возросло с 50,1% в 2007-2008 г. до 57,3% в 2008-2009г.;
- 2007-2008 г.34 призера районных олимпиад и конкурсов, из них 13 первых мест;
- 2008-2009 г. 39 призеров районных олимпиад и конкурсов, из них 15 первых мест;
- 2009-2010 г.46 призеров районных олимпиад и конкурсов, из них 21 первое место).
Высокое качество знаний и успешность наших учеников подтверждаются на районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах. В 2008-2009 учебном году 12,9 % выпускников закончили обучение в лицее с золотыми и серебряными медалями.
В течении последних 3-х лет учащиеся лицея поступают учиться:
- 43,6% в экономические и юридические вузы;
- 38,4% в инженерные вузы;
- 4,8% в медицинские вузы;
Мы надеемся, что наши ребята продолжат свою проектно-исследовательскую деятельность в стенах тех ВУЗов, куда они поступают учиться: МГТУ им.Баумана, МАИ, МЭСИ, МФТИ. МИИТ. РХТУ. ГАУ, РГСУ и т.д.
Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся имеет немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности способного ученика, в формирование успешности, подготовленности к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
В результате проведенной экспериментальной работы разработаны и представлены:
- рекомендации по использованию метода проектов и исследовательского метода в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и на уроках математики, физики, экономики, информатики, биологии, географии, экологии, английского языка, обществознания, технологии;
-модель внутрилицейской системы социальной практики старшеклассников.


143150, Московская область, Рузский район, деревня Нестерово, д. 100
Тел. 8(496 27)64-718