Опрос

Удобно ли вам пользоваться сайтом
Да
40%
Нет
57%
Не знаю
3%
Всего голосов: 135

Технология работы с одарёнными детьми

Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. Именно поэтому работе с одарёнными детьми государство и общество уделяет особое внимание.

В рамках осуществления реализации программы национальной инициативы «Наша новая школа» проводится целенаправленная работа по внедрению инновационных технологий в учебный процесс с целью выявления и выращивания интеллектуального ресурса страны.

Концептуальные позиции:

  1. Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях.
  2. Способности- это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определят его возможности в успешном освоении тех или иных видов деятельности.
  3. Одарённость- высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
  4. Развитие человека есть развитие его способностей (С. Л. Рубинштейн).
  5. Наследуются не способности, а возможности их развития – задатки. (Л. С. Выготский).
  6. Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности.(А. Н. Леонтьев).
  7. Основное разделение по способностям-это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого типа (И. П. Павлов).
  8. Возрастной подход к феномену одарённости. (Н. С. Лейтес).
  9. Одарённость есть проявление творческого потенциала человека. (А. М. Матюшкин).

Классификация способностей.

По уровню (степени совершенства): слабые, средние, высокие, одарённость, талант, гениальность.

По личностной сфере: академические ( ярко выраженные способности учиться ), трудовые ( в области практических умений и навыков ), творческие ( нестандартное мышление и видение мира) ,умственные

( умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические.

По общности проявления : общие (активность, критичность, быстрота, внимание ), специальные ( музыкальные , художественные , математические , литературные и т. д. ).

Выявление ( диагностика ) одарённости .

Это тестирование детей, начиная с двухлетнего возраста ( шкала интеллекта Стенфорд-Бине, Векслеровская шкала интеллекта, интеллектуальный тест Слоссона ,Кауфмановская оценочная батарея тестов , шкала детских способностей Маккарти и т. д. ).

Оценка по интеллектуальным тестам дополняется наблюдениями, беседами, опросами и т. д. Одарённых детей объединяет познавательная потребность, жажда нового знания, наслаждения от труда и творчества.

В первом классе с помощью психолога лицея в сентябре была проведена диагностика в виде графического диктанта с целью выявления уровня предпосылок учебной деятельности, сформированности ориентационно-пространственного мышления , умения внимательно слушать указания взрослого , самостоятельно действовать по указанию взрослого. Итоги: из16 человек высший уровень(5) показали 5человек , 4 уровень -6 человек, 3 -5 человек.

В октябре по методике «Несуществующее животное» и «Рисунок человека» психолог изучал внутренний мир каждого ребёнка, отмечая положительные и отрицательные моменты и, главное, над чем надо работать учителю совместно с родителями, обучая и воспитывая маленького человека, что учитывать , с чем считаться в этой деятельности.

Я выстраивала траекторию развития ученика, оказывала педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.

Работа с одарёнными детьми не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности.

Для каждого ученика разработан индивидуальный образовательный маршрут, где записаны спланированные конкурсы, олимпиады и т. д.Ведётся учёт исполнения и результативности этого маршрута.

Так , из 15 человек в «Русском медвежонке» участвовали ( 11.11.2011 ) 15 человек. В школьной олимпиаде по математике участвовали 15 человек (весь класс).Результаты: Долгополов Денис - победитель, призёры-Тетеря К.,Баранчикова П., Зейналова В.

Долгополов Денис-победитель районной олимпиады по математике (декабрь 2011 г.).

В школьной олимпиаде по русскому языку из 15 человек участвовали 15.Результат:Долгополов Денис и Кулясов Артём-победители, Ращенко Илья, Кузьменко Дарья , Антонова Дарья- призёры.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ «СНЕЙЛ»

«СНЕЙЛ»( 15.11.2011) . 7 Марафон знаний по математике.

Участвовали 7 человек.Результаты:Антонова Дарья – 11 место-50баллов, Долгополов Денис – 16 место, 48,75 бал., Муромцева Наталья – 33 место , 43,75 бал., Кузьменко Дарья -55 место , 37 бал., Ращенко Илья – 70 место, 29,50 бал., Тетеря Кирилл-78 место, 24,75 бал., Зейналова Валерия – 95 место, 12,75 бал. Всего в списке 180 человек.

«СНЕЙЛ» (07. 12. 2011 г. ). 6 олимпиада по русскому языку.

Участвовали 3 человека (Антонова Д., Муромцева Н., Пелагеча М.).

.

«СНЕЙЛ» (23. 12. 2011). 7 конкурс « Письмо Деду Морозу».

Участвовали 6 человек (Антонова Д. , Муромцева Н., Пелагеча М., Кузьменко Д., Тетеря К., Катюшкина Е.).Участие в конкурсах «СНЕЙЛ» продолжатся в этом учебном году

( по плану ).

Если подвести итоги школьных, районных олимпиад и конкурсов за 2 последних года, то выявляется следующая картина.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЦЕЙСКИХ ОЛИМПИАД И КОНКУРСОВ.

ПОБЕДИТЕЛИ: Долгополов Денис ( интеллектуальный марафон ), Ращенко Илья (математика ), Тетеря Кирилл (математика ), Ращенко Илья (конкурс чтецов), Баранчикова Полина (конкурс чтецов), Повстьянова Юлия (интеллектуальный марафон), Антонова Дарья (русск. яз.),Кузьменко Дарья (конкурс сочинений «Учительница первая моя»), Долгополов Денис (матем.), Ращенко Илья (конкурс чтец. «Звёздные фантазии»), Тетеря Кирилл (конкурс чтец.), Долгополов Денис (русск. яз.), Горбачёв Дмитрий ( конкурс рис.), Муромцева Наталья (конкурс поделок на тему: «Государственная символика»), Кузьменко Дарья ( Рождественский сувенир), Долгополов Денис ( русск. яз. ), Кулясов Артём (русск. яз.).

ПРИЗЁРЫ ЛИЦЕЯ.

Тетеря Кирилл (матем.), Баранчикова Полина (матем.), Катюшкина Екатерина (русск. яз.), Антонова Дарья (русск. яз.), Кузьменко Дарья (русск. яз.), Ращенко Илья (русск. яз.), Тетеря Кирилл (матем.), Зейналова Валерия (матем.), Баранчикова Полина (матем.),

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» 2010 г. :

Богуш Леонид-первое место в школе; Долгополов Денис 2 место в школе.

ПОБЕДИТЕЛИ РАЙОНА

Кузьменко Дарья( конкурс сочинений «Учительница первая моя»), Долгополов Денис (математика), Ращенко Илья(конкурс чтецов), Тетеря Кирилл(конкурс чтецов), Долгополов Денис(математика , 4 класс), Ращенко Илья (конкурс чтецов «Звёздные фантазии»), Баранчикова Полина( конкурс чтецов ,2класс),

ПРИЗЁРЫ РАЙОНА

Повстьянова Юлия (интеллектуальный марафон), Антонова Дарья (русск. яз.), Осипова Екатерина (конкурс « Открытка ветерану», посвящ. 65-летию Великой Победы»).

ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЛИЦЕЙСКОГО УРОВНЯ- 19 ПОБЕД, 15 ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ПРИЗЁРОВ ЛИЦЕЙСКОГО УРОВНЯ - 9 ПОБЕД

ПОБЕДИТЕЛЕЙ РАЙОННОГО УРОВНЯ -7ПОБЕД, 5ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ПРИЗЁРОВ РАЙОННОГО УРОВНЯ -3 ПОБЕДЫ

Результаты налицо. Каковы секреты работы с одарёнными детьми? Их основных у меня 2:

Основное предназначение внедрения инновации работы с одарёнными детьми в систему образовательного учреждения заключается в её содействии повышению КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Я хотела бы сказать: « И наоборот, только КАЧЕСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ способствует повышению уровня работы с одарёнными детьми».
Надо иметь желание и любовь к тому делу, которое ты делаешь.
Что помогает мне в работе:

1.Учебник М.И.Моро « Математика», где на каждой странице по несколько заданий повышенной сложности. Дети выполняют эти работы в отдельных тетрадях.

2.Занятия в математическом кружке «Эрудит» (программа прилагается)

3.Участие в олимпиадах, марафонах, конкурсах и т. д. совместно с родителями.

4.Совместно с родителями продумываем и обеспечиваем дополнительное образование. Из 15 человек охвачены дополнительным образованием 14человек.

Гандбол – 1чел.

Занятия по ИЗО – 2

Тучковская музыкальная школа -1

Танцы (Кубинка) - 1

Танцы (Тучково) -2

Футбол (Берёзка) -3

Каратэ (Тучково) -1

Танцы (лицей) -1

Спортивное плавание (ДВВС)- 1

Синхронное плавание (ДВВС) -1

Водное поло ( ДВВС) -1

5.Эффективно оказывает влияние на работу с одарёнными детьми анализ проводимых мероприятий.Гласность.Наглядность.

Это:

*результаты олимпиад, конкурсов, марафонов, игр и т. д.;

*поздравление победителей в классе, в лицее;

*использование материалов районной газеты «Красное знамя».

( Например. 12 января 2012 года в газете помещена фотография ученицы 4»А» класса Нестеровского лицея вместе с другими участниками международного соревнования «Русская матрёшка».Весь класс поздравил Баранчикову Полину с этой победой.

6. Большую работу провожу с родителями: родительские собрания,заседания родительского комитета индивидуальные беседы и т. д.
Считаю работу с одарёнными детьми сложной, но необходимой в свете современных требований и модернизации образования.

Исполнитель: Маковская Т. Д. Заслуженный учитель РФ.

Литература:

http://kind-methode.ru

http://festival.1september.ru


143150, Московская область, Рузский район, деревня Нестерово, д. 100
Тел. 8(496 27)64-718