Опрос

Удобно ли вам пользоваться сайтом
Да
40%
Нет
57%
Не знаю
3%
Всего голосов: 135

Тьюторское сопровождение молодых специалистов в рамках реализации Программы поддержки молодых учителей на внутришкольном уровне в МБОУ «Нестеровский лицей»

ДОКЛАД на тему:

“Тьюторское сопровождение молодых
специалистов в рамках реализации
Программы поддержки
молодых учителей на внутришкольном
уровне в МБОУ «Нестеровский лицей»’’.

Выполнила: учитель английского языка
МБОУ «Нестеровский лицей»
Панкратьева Н.Н.

МБОУ «Нестеровский лицей», 2012 г.

Введение.

Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.

Молодой учитель (преподаватель) (специалист), начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, вполне достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Ряд социально-педагогических исследований, проводимых в нашей стране, показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза может протекать длительно и сложно. (слайд №3) Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.

Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место занимает проблема взаимоотношений со "сложными", так называемыми проблемными учащимися. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.

Итак, специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого отдельного учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации молодых специалистов, работающих в школе.

Вывод

Отсюда вытекает потребность в разработке и внедрении в ОУ программы тьюторской поддержки (сопровождения) молодых преподавателей ОУ нового вида, которая обеспечивала бы эффективность их работы в ОУ, а также эффективность их профессионального роста.

Тьюторское( индивидуальное) сопровождение (слайд №4) – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Если быть точнее, то под индивидуальным сопровождением понимается:

создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы;
привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
обеспечение условий профессионального роста учителя с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы.

Индивидуальное сопровождение молодого специалиста является одной из форм методической работы в системе непрерывного образования педагогических кадров.

Востребованность же в тьюторском сопровождении в настоящее время всё чаще возникает в условиях открытого образовательного пространства, предоставляющего веер возможностей в выборе образовательного маршрута.

Как следствие всего вышеизложенного в помощь молодому учителю, учитывая все изменения, произошедшие в образовании за последние 5 лет, директор МБОУ «Нестеровский лицей» Г. Д. Ивлиева в соавторстве с учителем английского языка высшей квалификационной категории, руководителем ШМО секции учителей английского языка О. И. Шишкиной ( слайд №5) разработали, внедрили и успешно апробировали на практике «Программу реализации тьюторской поддержки на внутришкольном уровне молодых специалистов – учителей английского языка»

Цели данной программы заключались ( слайд №6):

- в формировании профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя - практика.

- в разработке и внедрении (апробации) системы тьюторской поддержки молодых преподавателей ( в данном случае - английского языка - Панкратьевой Н.Н., Царьковой В.В. ) ОУ нового вида, обеспечивающей эффективность их профессионального роста.

Основными задачами (слайд №7-8) программы были:

помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;
Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения;
Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности молодого преподавателя.
В основу программы были взяты следующие компоненты тьюторской поддержки(слайд №9-10):

- диагностический. Содержание и организационные формы: проведение комплексной диагностики профессионального уровня учителя, мотивация его повышения. Анализ затруднений при решении задач, выявление образовательных потребностей в овладении инновационной деятельностью лицея.

- практико – деятельностный. Содержание и организационные формы: педагогическая мастерская; тренинги, консалтинг; освоение комментированных учебно – методических материалов, предупреждающих затруднения.

В основе данной программы также заложены принципы поэтапной адаптации и развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - это предварительная работа с ним. Такая помощь носит(слайд №11):

- предварительно-профилактический характер с охватом всей группы молодых учителей;

- индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;

- курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.

Формы и методы реализации программы(слайд №12): Для реализации программы за нами как молодыми специалистами были закреплён опытный педагог – наставник – Шишкина О. И. Нашей работе в качестве начинающих педагогов также уделялось большое внимание со стороны администрации лицея. В рамках реализации данной программы Ольга Ивановна с целью оказания помощи в освоении и внедрении современных технологий, с целью оказания методической помощи организовывала теоретические занятия по следующим вопросам: самоанализ урока, методические требования к современному уроку, ведение школьной документации, постановка задач урока, составление календарно - тематического планирования, знакомство с новыми программами и учебниками и др. Занятия проходили в разнообразной форме: проводились беседы, лекции; давались индивидуальные консультации. Каждое занятие логически вытекало из предыдущего и являлось в содержательном плане основой для последующего. Продолжительность и интенсивность встреч варьировалась в зависимости от наших потребностей в них. Было организовано взаимопосещение уроков молодых специалистов и учителей с большим педагогическим опытом, внеклассных мероприятий с целью изучения, освоения и внедрения педагогического опыта.
Содержание программы(слайд №13):
Из всех пунктов данной программы мне хотелось бы осветить следующие:
1. «Использование метода проектов ( проектной работы) и ИКТ при (в) обучении детей ( в том числе и одарённых) иностранному языку во внеурочной деятельности.» ;
2.«Использование ИКТ и метода проектной технологии на уроках английского языка».
«Метод проектов»
Проекты на уроках английского языка используются нами как наглядный, развивающий и расширяющий рамки образовательной программы материал. Они носят познавательный характер, реализуют право детей на выбор, самостоятельность и творчество.
Используя в своей работе проектную технологию, мы пришли к выводу, что при закреплении материала особенно в практическом его применении - этот метод очень эффективен. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, активность. Идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Учитывая возраст, интересы учащихся детям предлагаются темы и виды проектных работ. Так, например:

Среди учащихся классов, в которых я преподавала английский язык в прошлом учебном году (2011-2012) (6-Б,10-А,10-Б,11-А), большое количество ребят приняло участие в лицейском конкурсе проектных работ «За страницами школьных учебников. Гид-переводчик по англо-говорящим странам»(слайды 14-22) с защитой их на заседании НОУ «РОСТ». (Приложение №1) II место занял 11-А класс. Все работы разные по содержанию и объему, но очень интересные и оригинальные по исполнению были выполнены с соблюдением принципов научности, наглядности и доступности в изложении материала.
В феврале 2012 г. команда учащихся (в том числе учащиеся классов, где я веду английский – 10-А, 10-Б) лицея приняла активное участие в районном празднике – конкурсе песен на английском языке - «Мир без границ»(слайд №23), который был организован на базе МБОУ Тучковской СОШ № 3.(Приложение №2).Учащиеся выступили с музыкально – танцевальной композицией известной шведской группы YaKi – da – «I saw you dancing» с демонстрацией видеоряда (презентацией на английском языке).Из 8 принявших участие в конкурсе школ, мы заняли 4 место, набрав 34,4 балла.
1. В 2011 г. мною был проведён открытый обобщающий урок на внутришкольном уровне (урок – обобщение) с применением метода проектов и ИКТ на тему: «Чтение в нашей жизни» («Reading in our life») (слайд №24-25) в 9-А классе. ( Приложение №3)Учащиеся готовили проекты в форме докладов по произведениям любимых зарубежных (английских или американских) авторов с устной защитой докладов (рассказ) и демонстрацией подготовленных ими презентаций по теме.
Что же касается применения ИКТ на уроках, то в прошлом учебном году ( 2011-2012 г.) нами уделялось много внимания использованию ИКТ на уроках. Так, в начальной школе - практически на каждом уроке-100%, 5-6-7 классы-85%, 8-9 классы-75% 10-11 классы-99%.

В нынешнем учебном году (2012-2013 г.) мною был дан открытый урок в рамках зонального семинара (зональный уровень), проходившем 19.10.2012 г в МБОУ «Нестеровский лицей» по теме: «Использование ИКТ на уроке английского языка на тему:«Daily Life («Повседневная жизнь»)» в 5-А классе как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета». (слайд № 26-27) (Приложение №4)На данном уроке были продемонстрированы различные виды ИКТ и способы их применения при изучении конкретного раздела учебника и определённой темы урока. Урок –смешанного (комбинированного) типа с элементами повторения ранее изученного материала и объяснения нового.
Также ШМО учителей английского языка лицея регулярно проводятся предметные недели ( в прошлом учебном году – неделя была посвящена празднованию 8 Марта и музыке ); интересные внеклассные мероприятия с применением ИКТ, проектного метода. (этот учебный год - Урок-праздник "Halloween") (слайд №28-29) (Приложения № 5-6)
2. Выводы: Являясь одним из организаторов проведения конкурса докладов НОУ «РОСТ», готовя участников к районному конкурсу «Мир без границ», оказывая консультативную помощь по подготовке учащихся к открытым урокам, внеклассным мероприятиям, предметным неделям английского языка и при подготовке и защите собственных проектов учащихся по предмету, я пришла к следующему заключению: учащиеся, участвуя в подобных мероприятиях, имеют возможность фантазировать, комбинировать изученный материал, открывать и узнавать что-то новое для себя, вести научно- исследовательскую деятельность, проявлять и развивать творческие способности, креативность мышления и приобретать навыки самостоятельной работы, что очень важно в современной жизни. Также хочу отметить высокий процент использования ИКТ на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Выводы по докладу (Заключительное слово):

В заключении хочу отметить, что тесное сотрудничество и взаимодействие с моим учителем – наставником Шишкиной О. И. способствовало повышению моего профессионализма как учителя – предметника; овладению мною методами развивающего обучения, саморефлексии, различными приемами работы по формированию учебных умений и навыков. Хочется обратить Ваше внимание на то, что технология (программа) тьюторского сопровождения действительно позволяет активно включатьмолодых педагогов (специалистов) в инновационную деятельность, формировать субъектную позицию в решении задач образования, т. е. является эффективной в условиях современной школы. Условиями же эффективности её являлись(слайд №30):
-четкость и определённость целей;
- личностно – ориентированный характер тьюторской поддержки, способствующей эффективному становлению профессионального мастерства.
- характер взаимоотношений тьютора и учителя, ведь тьютор осуществляет глубокий анализ деятельности учителя и даёт возможность самому учителю искать пути решения имеющихся проблем, способствует овладению им индивидуальным стилем деятельности.
Таким образом, работа наставников – тьюторов создает все условия для привлечения молодых специалистов к активному включению в учебно-воспитательный процесс школы, помогает в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности.


143150, Московская область, Рузский район, деревня Нестерово, д. 100
Тел. 8(496 27)64-718