Опрос

Удобно ли вам пользоваться сайтом
Да
40%
Нет
57%
Не знаю
3%
Всего голосов: 135

Урок «Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема»

МОУ «Нестеровский лицей», учитель Морозова Ирина Владимировна

Экономика, урок-семинар

Тема урока: «Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.

Бедность как экономическая проблема»

Продолжительность: 1 урок – 45 мин.

Класс: 11
Технологии:

  • - HitachiSoft Starboard Software
  • - технология использования презентаций на уроке;
  • - технология формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся;
  • - технология использования информационно-коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе;
  • - технология мультимедиа;
  • - технология компьютерного урока;
  • - Интернет-технология в процессе обучения;
  • - технология развития познавательной деятельности учащихся – метод проекта;
  • - здоровье сберегающая технология

Цели урока:

образовательные: формирование у учащихся общего представления о налоговом механизме Российской экономики и понимания государственной политики в области перераспределения доходов, ведущей к уменьшению неравенства в обществе;
развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательные: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Задачи урока:

  • - развивать представления о современной рыночной экономике и структуре рынка;
  • - изучить причины порождающие неравенство в доходах граждан, и способы измерения неравенства;
  • - изучить принципы государственного налогообложения;
  • - рассмотреть государственную политику в области перераспределения доходов, ведущую к уменьшению неравенства в обществе.

Понятия, с которыми учащиеся должны ознакомиться в ходе урока:

  • - черта бедности
  • - благосостояние
  • - принципы налогообложения

Оборудование: интерактивная доска StarBoard Hitachi , компьютер, проектор, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал.

Раздаточный материал:

- величина прожиточного минимума за III квартал 2010 г.
-задача: построение кривой Лоренца;
- экономическая лаборатория: «Регулирование неравенства с помощью налогов. Какая налоговая система самая справедливая и почему?»
- опережающие задания для рабочих групп «Работа с Интернетом»;

Скачать презентацию

Ход урока:

Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих учеников на уроке (при подготовке к уроку учащиеся разделены на 4 группы, для рабочих групп подготовлены рабочие места).
Учитель знакомит учащихся с темой и задачами урока (слайд 1, 2)

Актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель проводит краткий анализ тестирования учащихся, проведенном на предыдущем уроке - рубежный контроль (тест №1), сравнивая его результаты со стартовым тестом (тест №2) . Разбирает вопросы, вызвавшие наибольшее затруднения (слайд 3).

Вводное слово учителя (слайд 4)

Конечной целью экономического развития является рост благосостояния человека и общества в целом. Благосостояние – степень удовлетворения материальных потребностей человека, его качество жизни. Это понятие можно рассматривать с точки зрения конкретного человека, его личного благосостояния, а можно – с точки зрения благосостояния общества в целом, общественного благосостояния. Для изучения благосостояния общества необходимо изучить функционирование всех рынков вместе, в их взаимосвязи друг с другом. Эта теория связана с именем Вильфредо Парето, итало-швейцарского экономиста. Для оценки общественного благосостояния В. Парето выделил два основных критерия – эффективность и справедливость в распределении доходов и ресурсов. Парето-оптимум – состояние экономики, при котором достигается максимальный уровень благосостояния, и общество признает распределение доходов и ресурсов эффективным и справедливым. Парето-оптимум достигается, если каждый человек может улучшить свое благосостояние, не ухудшая при этом благосостояния других. В результате благосостояние в обществе в целом растет. Парето разработал две фундаментальные теоремы благосостояния:

- только совершенный рынок и равновесие в производстве и обмене способны создать условия для достижения Парето-оптимума;

- в условиях Парето-оптимума существует общеэкономическое равновесие в производстве и обмене.

Благосостояние во многом зависит от текущих доходов членов домохозяйства.

Вспомним из чего состоят доходы домохозяйств (слайд 5).

Ответы учащихся:

Доходы домохозяйств состоят из трудовых доходов, имущественных доходов и трансфертов (коротко раскрывается учениками суть трудовых доходов, имущественных доходов и трансфертов).

Учитель: (слайд 6)

Вспомним: современный рынок труда - это сфера устойчивого обмена между продавцами услуг и их покупателями за заработную плату. Население, участвующее на рынке труда, в качестве продавца или покупателя, считается экономически активным. Те, кто ходят на работу, становятся занятыми, остальные остаются безработными. Равновесие на рынке труда показывает количество работников, которые будут наняты, и уровень их заработной платы - материального вознаграждения наемному работнику за использование его труда. Зарплата устанавливается в определенных экономических пределах: она не может быть выше стоимости предельного продукта труда работника, но и не может быть ниже минимального прожиточного уровня человека. Фирмы не будут платить работнику больше, чем доход, который он им приносит за произведенный им товар. Но фирма и не имеет права платить меньше, чем требуется живому человеку для физического выживания. В чем же заключаются основные причины различий в доходах?

Ответы учащихся:

Источники дифференциации доходов в обществе:

-спрос и предложение на конкретном сегменте рынка труда: в каждой сфере требования к квалификации, образованию, опыту работников специфичны (приводятся примеры);

-страновые и региональные различия;

- дискриминация на рынке труда;

- уровень риска;

-имущественные различия;

-различия в уровне образования.

Учитель: (Слайд 7)

Обсуждение проблемы: образование и доходы.

Перед вами таблица доходов, получаемых людьми разных профессий в высокоразвитых странах. Какой вывод вы могли бы сделать?

Ответы учащихся.

Учащийся анализирует данные таблицы и делает вывод о том, что в развитых странах на дифференциацию доходов в обществе большое влияние оказывают уровень образования и квалификация работников.

Учитель:

Рабочая группа 4 получила задание при подготовке к уроку: собрать и проанализировать данные по рынку труда Московской области, проанализировать собранный материал).

Скажите, пожалуйста, можно ли сказать, что в России доход, получаемый работником, зависит от образования этого работника?

Ответ учащегося:

Анализируются и сравниваются данные подготовленного материала, делается вывод: к сожалению, в нашей стране мы далеко не всегда можем найти подтверждение тому, что инвестиции, сделанные человеком в образование, приносят ему адекватную отдачу в виде высоких заработков.

Учитель: (слайд 8)

Еще древнегреческий философ Демокрит написал: «Бедность и богатство – суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден».

Дискуссия.
Вопросы: Как вы думаете: кого сегодня можно считать богатым, а кого бедным? Что такое черта бедности?

Активное обсуждение вопроса учащимися.

(При подготовке к уроку учащиеся: прочитали и подготовились к обсуждению статьи из Интернета «Каждый четвертый москвич – богач?» (http://nes.mail/ru/economics/1527055) с оценкой уровня дифференциации доходов в обществе; на сайте Федеральной службы государственной статистики России по карте «Денежные доходы на душу населения» необходимо определить средний доход человека, проживающего в Московской области в прошлом году; по таблице «Величина прожиточного минимума» необходимо определить величину прожиточного минимума на конец прошлого года в Московской области и сравнить его со средним уровнем дохода. (Приложение 1)

Учитель: (слайд 9)

Различия в уровне благосостояния оцениваются между 10% наиболее богатых и 10% наиболее бедных людей. Это – децильный коэффициент (дециль 10%), один из показателей дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения. Определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими и с самыми низкими доходами.

(слайд 10)

Показателем дифференциации доходов является кривая Лоренца» - графическое представление доли совокупного дохода, приходящегося на каждую группу населения. Названа по имени американского экономиста Макса Лоренца, который предложил такое измерение неравенства доходов в 1905г. Коэффициент Джинни – показатель степени неравенства в распределении доходов. Назван по имени итальянского статистика и экономиста Коррадо Джинни, предложивший алгебраическую интерпретацию кривой Лоренца. Величина коэффициента изменяется от 0 до 1. Если коэффициент близок к 0, в обществе существует равенство в распределении доходов; чем выше его значение, тем более неравномерно распределены доходы

.

Итоги дискуссии (пример): как оценить уровень бедности?

- если спросить человека, считает ли он себя бедным. В России бедными считают себя 41% россиян, 55% называют свой достаток средним, и лишь 1% опрошенных признали себя богатыми;

- сопоставить доходы человека с уровнем прожиточного минимума. По этому показателю бедных в России чуть больше 20% - примерно каждый пятый имел доход ниже установленного прожиточного минимума;

- сравнить уровень доходов с международно признанным показателем бедности. Так, Мировой банк (http://wweb.worlbank.org), считает бедными тех, кто имеет доход меньше 1 долл. в день. Для России как очень холодной страны введена поправка: бедный тот, кто имеет доход меньше 2,15 долл. в день. Если этот показатель пересчитать в рубли по текущему курсу доллара и умножить на 30 дней, то получится месячный доход, при котором человек может считаться бедным.

Практикум «Кривая Лоренца» Решение задачи выполняется на интерактивной доске. (слайд 11 – практическая работа на интерактивной доске StarBoard Hitachi )

Решить задачу: (Приложение 2)

Работники строительной организации получают в год:

Татьяна – 300 т.руб.

Дмитрий - 800 т.руб.

Виталий - 1400 т.руб.

Алексей - 2500 т.руб.

1). Постройте кривую Лоренца до уплаты налогов для этой мастерской.

2). Анна и Ростислав уплачивают 12% в качестве подоходного налога, а Андрей и

Леонид – 20%. Покажите новую кривую Лоренца схематически на графике

(расчеты в этом случае не обязательны). Стало ли распределение дохода более

равномерным?

(К интерактивной доске вызывается ученик и выполняет решение задачи).

Решение:

1). В этой задаче каждый работник мастерской составляет 25% от общего количества

Работников. Если совокупный доход работников мастерской, составляющий

(300т.р.+800т.р.+1400т.р.+2500т.р.= 5000т.р.) принять за 100%, тогда можно посчитать,

Что доход Татьяны составляет 6%; доход Дмитрия – 16%; доход Виталия – 28%; доход

Алексея – 50%. Используя эти данные строим кривую Лоренца.

2). Поскольку уплата подоходного налога осуществляется по различным налоговым

ставкам, и эти ставки возрастают с увеличением дохода, то нетрудно догадаться,

что здесь используется прогрессивное налогообложение. Следовательно, после

выплаты налогов распределение доходов среди работников архитектурной

мастерской стало более равномерным. (показывается новое положение кривой Лоренца). Поэтому новая кривая Лоренца будет ближе расположена к прямой абсолютного равенства, чем кривая Лоренца до уплаты налогов.

Учитель: (слайд 12)

Одной из главных характеристик благосостояния домохозяйства является степень

соответствия его денежных доходов прожиточному минимуму. Чтобы определить

сколько людей имеют доход ниже прожиточного уровня, среднедушевой доход

сравнивают с установленным прожиточным уровнем. Семья, среднедушевой доход

которой ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на

получение социальной поддержки. (Ученики анализируют таблицу)

Величина прожиточного минимума обычно является основой для установлении

минимального размера оплаты труда (МРОТ).

(слайд 13)

Минимальная оплата труда устанавливается федеральным законом, как плата за труд

неквалифицированного работника. Хотя МРОТ в России регулярно повышается,

догнать постоянно растущую стоимость прожиточного минимума пока не

удается. В России предусмотрено поэтапное повышение МРОТ и минимального

размера пенсий по старости до величины прожиточного минимума. Соотношение

между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по

старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год

устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий

год.

Экономическая лаборатория: «Регулирование неравенства с помощью налогов. Какая налоговая система самая справедливая и почему?» (Приложение 3)

Учитель: (слайд 14 –практическая работа на интерактивной доске Start Board Hitachi)

Уинстон Черчилль говорил, что «хороших налогов не бывает». Многие предприниматели не любят платить налоги. Однако механизм налогообложения родился вместе с государством и не может без него ни одно государство существовать.

Налогообложение представляет собой установленный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти или: метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
(слайд 15)

Проверка домашней практической работы: «Регулирование неравенства с «Определение выгодной для бюджета (или населения) налоговой системы».

Вопрос: с какими принципами налогообложения вы познакомились?

Ответы учащихся:

Налоговые системы:

Подушная – для каждой группы населения применяется единый налог, не зависящий от доходов.
Пропорциональная – применяется налог с единой процентной ставкой налога.
Прогрессивная – для различных групп населения применяются разные ставки налога: с процентной ставкой, увеличивающейся с увеличением доходов.
Регрессивная - для различных групп населения применяются разные ставки налога: с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением доходов.
Учитель:

Налоговая инспекция определила доходы населения за год. Население разделено на группы с низкими, средними, высокими и сверхвысокими доходами. Необходимо было подсчитать сумму налоговых сборов по каждой группе населения при пропорциональной, прогрессивной и регрессивной налоговых системах. Сделайте выводы:

Какая система самая выгодная для бюджета и почему?
Какая система самая справедливая и почему?
Какую систему выбрали бы вы и почему?
Ответы учащихся:

Подушная налоговая система базируется на принципе равной платы за общественные блага. Действительно, все блага, оплаченные бюджетом (гособразование, медицина, суды, оборона) являются общественными и доступными для всех. Если люди получают равные блага, то справедливо платить равную цену. В подушной системе реализуется экономическая справедливость, но она может привести к социальным противоречиям.

Прогрессивная подоходная система основана на принципе социального уравнения. В ходе налоговых выплат бюджет перераспределяется от богатых в пользу бедных. Налоги уравнивают социальную несправедливость. Минусами этой системы является стремление богатых скрыть доходы, отсутствие мотивации к увеличению своего бизнеса и дохода, мотивация к паразитическому существованию.

Регрессивная подоходная система мотивирует активность жителей к экономике (чем больше зарабатываешь, тем меньше платишь), но значительно ухудшает положение граждан с низкими доходами.

Пропорциональная подоходная система – здоровый компромисс всех принципов. С одной стороны, все платят одинаковую долю своих доходов, с другой – в реальной стоимости выплаты выше.

(На второй и третий вопросы ответы учащихся могут различаться).

Учитель: (слайд 16) (Приложение 4)

Выполняя опережающие задания к нашему уроку, вы ознакомились с последним бюджетным посланием президента Дмитрия Анатольевича Медведева от 30 ноября 2010года. Давайте обсудим вопросы: Каковы итоги бюджетной политики за прошлый год? Какие основные проблемы видит президент в области бюджетной политики? В чем заключаются основные задачи налоговой политики? Каковы приоритеты бюджетных расходов на будущий год?

Ответы учащихся.

Подводятся итоги учителем. (слайд 17) Оценки учащимся за работу.

Просмотр видеосюжета: об эксперименте, проводимом изобретательным старшеклассником из Екатеринбурга Виталием Никишиным. Он решил проверить, можно ли прожить на продуктовый минимум (в январе 2011 г. - 2632 руб.), предложенный правительством.

Домашнее задание: (слайд 18)

Учить стр.164-168.

Выучить ключевые понятия и термины.

Разработать мини-проект: «Потребительская корзина и ее экономическое значение».

(слайд 19; слайд 20)


143150, Московская область, Рузский район, деревня Нестерово, д. 100
Тел. 8(496 27)64-718