Опрос

Удобно ли вам пользоваться сайтом
Да
40%
Нет
57%
Не знаю
3%
Всего голосов: 135

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан
правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в
духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность всё более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических корней и духовных ценностей, героического прошлого нашего Отечества. Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине.

Важным фактором формирования патриотизма у учащихся является школьное историческое образование. Еще древние называли историю «наставницей жизни». Понятие «Отечество» - ключевое в школьном курсе истории и обществознания. Содержание курса истории активно влияет на мотивы поведения школьников. Человек смотрит в прошлое как в зеркало, он видит там чужие судьбы и соотносит их с тем, что происходит вокруг и со своей судьбой. Патриотизм, гражданственность русского человека тесно связаны с православной верой, а святые отцы в силу сложившихся исторических событий становились патриотами и Великими гражданами России.

2012 год объявлен в нашей стране Годом истории. Много «круглых» дат празднуем мы в этом году: 770 лет разгрома немецких рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера, 200 лет победе в Отечественной войне 1812 года, 400 лет окончанию Смутного времени…

Был ли Александр Невский, отстоявший независимость северо-западных земель в двух великих сражениях и сохранивший и не предавший православную веру, великим гражданином и патриотом России? Вне всякого сомнения, да! Уроки духовного краеведения Подмосковья позволяют расширить представление учащихся о Святом благоверном князе. Узнать такие факты его биографии, которые на уроках истории проследить не удается в отведенное на уроке время. Ранее эта информация была закрытой для школы, ее просто замалчивали, даже если и знали. Трудный выбор был перед А. Невским: впустить или нет численников монгольских в Новгород, а вот дать или нет отказ папским легатам о замене веры православной на католическую - такого выбора Святой князь не делал. Он резко отверг все предложения послов Папы Римского о помощи в борьбе с монголо-татарами взамен на смену веры и сохранил православие для будущих поколений.

В телевизионном проекте «Имя России» А. Невский стал, как и при жизни, победителем, хотя при обсуждении страсти вокруг него среди историков разгорелись нешуточные…

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает ещё и свои обязанности перед ней. Для князя Александра Ярославовича Невского – это защита родной земли, а как для православного человека это защита православной веры. Именно вера составляет духовные корни, подпитывает, объединяет народ во все трудные времена. Потому и напишет летописец, узнав о преждевременной кончине святого: «…закатилось солнце русской земли». Князь-воин, князь – защитник православной веры и сегодня является идеалом гражданина России.

Гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм человека в целом. Святой благоверный князь, Александр Ярославович Невский, великий гражданин и патриот России на все времена.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:
- физическую любовь, то есть привязанность к месту своего рождения, малой родине;
- нравственную, то есть любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;
- политическую то есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Высшую форму любви – политическую выдающийся историк связывал с патриотизмом, который есть «любовь к благу и славе России и желание способствовать им во всех отношениях».

Эта высшая форма любви к Отечеству была присуща русскому человеку во все времена. Иначе мы не смогли бы отстоять суверенитет в Смутное время, в войне 1812 года, Великой Отечественной в 1941.

В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа: героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества. На каждом переломном этапе истории были выдающиеся патриоты своей Родины: Александр Невский, Сергий Радонежский, патриарх Ермоген…Он прославлен Русской Православной Церковью как священномученик. В чем же состоял духовный и гражданский подвиг Патриарха?

Скоро наше государство отметит 400 - летний юбилей окончания Смутного времени. Гражданская война, польская и шведская интервенция рвали Россию на куски. В Кремле сидели поляки, польский королевич был приглашен на русский престол. Смертельная опасность нависла над российским государством. Против приглашения на престол польского королевича Владислава резко выступил патриарх Ермоген. Враги бросили его в темницу и морили голодом. Находясь в заточении, он обращался с призывом отстоять веру Православную и благословил русских людей на борьбу с завоевателями. Грамоты, рассылаемые Патриархом по городам селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от захватчиков и к избранию законного русского царя. Более девяти месяцев томился Патриарх Ермоген в тяжком заточении. Его перестали кормить. Бросали лишь траву и овес в подземелье. 17 февраля 1612 года он умер мученической голодной смертью. Проросли семена овса в темнице, а на воле призывы Патриарха возбудили народ на борьбу с захватчиками. Народное ополчение освободило Москву от поляков, закончилась страшная гражданская война, вошедшая в нашу историю как Смутное время. Священномученик Ермоген отдал свою жизнь за веру Православную и независимую Россию. С полным правом мы можем сказать, что он Великий гражданин России, преданный и верный ее сын.

Благородный гражданский и нравственный опыт лучших людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в школе - это очень важная, сложная и кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов, и общественных объединений и организаций, и РПЦ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству.

Не только историческими примерами учитель может способствовать воспитанию гражданина и патриота, но и делами сегодняшними. Учащиеся лицея успешно участвуют в различных творческих конкурсах, посвященных памятным датам российской истории. Любовь к Отечеству - это глубокое уважение к тем, кто отстоял независимость и мирное небо над головой в годы Великой Отечественной войны. На территории деревни Нестерово находится братская могила, за которой ухаживают учащиеся лицея. «Вахта Памяти» - это долг нынешнего поколения перед отстоявшими нашу независимость воинами. Учащиеся лицея были удостоены первого места за проектную работу в областном конкурсе «Никто не забыт, ничто не забыто». В торжественные дни 9 мая и 22 июня на памятник приходят ветераны и учащиеся, приезжают родственники погибших за освобождение нашего села.

Недалеко от братского захоронения находится храм Преображения Господня, который сегодня действительно преображается. Несколько лет назад, когда он стоял в запустении учащиеся лицея нашли историю храма в интернете и рассказали о нем на районной краеведческой конференции. Сегодня храм восстанавливается, а ученики общаются с настоятелем храма о.Артемием и оказывают посильную помощь. Когда было нужно, пилили дрова, приводили в порядок территорию храма. Через участие в таких важных и необходимых всем делам подростки прикасаются и к духовным ценностям и к нашей истории.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Другого пути у нас нет. Как ее сформировать у детей? Необходим пример выдающихся деятелей истории, патриотов России: А. Невского, С. Радонежского, Патриарха Ермогена. Важной составляющей является в этом деле и личное участие детей в делах малой родины - своего села или города. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения невозможно без любви к своему Отечеству и родным местам.

Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Однако особую роль играют такие предметы как обществознание, история России, духовное краеведение Подмосковья. Школьное историческое образование должно быть в большей мере ориентировано на формирование гражданственности и патриотических убеждений личности.

Учитель истории и обществознания МБОУ «Нестеровский лицей» Мингазова Наталия Егоровна


143150, Московская область, Рузский район, деревня Нестерово, д. 100
Тел. 8(496 27)64-718